Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
Чытаць па-беларуску


Народной артистке Беларуси Ядвиге Поплавской 1 мая официально исполняется 75 лет (почему «официально», мы еще вспомним). Эта женщина, без сомнения, — одна из самых ярких звезд нашей эстрады, причем как в советское время, так и после обретения страной независимости. Рассказываем о ее восхождении на музыкальный Олимп, фантастическом успехе группы «Верасы», солисткой которой она была, истории ее отношений с Александром Тихановичем, а также о жизни певицы в последние годы.

Музыкальное детство и мечта о семейном трио

1 мая — официальный день рождения Ядвиги Поплавской, указанный во всех энциклопедических справочниках. Но в реальности она появилась на свет 25 апреля 1949 года, а сотрудницы ЗАГСа почему-то убедили ее отца зарегистрировать днем рождения дочери День труда. Местом ее рождения была деревня Далидовичи Воложинского района (рядом с Налибокской пущей). Позже семья переехала в Минск.

Отцом Ядвиги был известный хормейстер Константин Поплавский. Именно при его участии дирижер Геннадий Титович создал знаменитый хоровой коллектив (теперь это Национальный академический народный хор имени Титовича).

«В нашей семье было трое детей: старшая сестра, младший брат и я. У папы была мечта сделать семейное трио, — вспоминала Ядвига Поплавская. — Кристина должна была играть на фортепиано, я — на скрипке, а младший Чесик — на виолончели. Честно говоря, первый год я очень старалась, занималась добросовестно. Но мне было так трудно долго стоять и держать в руках скрипочку, что на меня махнули рукой и посадили за фортепиано. Здесь я проявила усидчивость, потому что мне было интересно подбирать мелодии, играть с сестрой в четыре руки и видеть, как это нравится маме и папе».

Дочери беларусского композитора Константина Поплавского Ядвига (слева) и Кристина во время занятий по музыке. 1955 год. Фото: Александр Дитлов, Беларусский государственный архив кинофотофонодокументов
Дочери беларусского композитора Константина Поплавского Ядвига (слева) и Кристина во время занятий музыкой, 1955 год. Фото: Александр Дитлов, Беларусский государственный архив кинофотофонодокументов

Стефания, мама будущей певицы, тоже прекрасно разбиралась в музыке. «У нее был очень хороший слух, она пела в костеле. Когда мы начали заниматься музыкой, мама сидела с нами на уроках и настолько быстро все схватывала, что потом могла дома указать нам на ошибки. Она тянула на себе весь дом, а после того как дети появились уже и у нас, помогала с ними. Только благодаря ей мы могли нормально гастролировать», — вспоминала Поплавская.

В детстве вся семья жила искусством. «Мы с сестрой Кристинкой и братом Чеславом дышали музыкой с самого раннего детства, знали и играли произведения Чайковского, Моцарта, постоянно ходили в Оперный театр. Хотя встретила я как-то свою школьную подругу, она говорит: „Ой, Ядька, у вас же не было детства, это был ужас. Вас же папа замучил этими занятиями“. А мне это было в удовольствие. Именно музыка меня сделала позитивным человеком. На этом и держусь», — рассказывала артистка.

Усилия родителей не пропали зря. Кристина стала пианисткой, Чеслав играл в знаменитом ансамбле «Песняры». Но именно Ядвига стала самой известной среди них.

Появление «Верасоў» и знакомство с Тихановичем

Хотя сперва ничего не предвещало такого будущего. После школы Ядвига поступила в минскую консерваторию. Вообще, она окончила ее дважды: в 1972-м по классу фортепиано, а потом в 1988-м — отделение композиции. Так вот за год до первого выпуска, в 1971-м, появилась первая беларусская женская группа — «Верасы».

«„Верасы“ придумала тогда еще студентка консерватории Тася Тлехуч. Сейчас ее фамилия Миронова, она регент детского хора при Минской епархии. Идея была такая: сделать такую же группу, как „Песняры“, только женскую, — объясняла Поплавская. — Руководству минской филармонии идея понравилась. И в 1971 году появился девичий ВИА [вокально-инструментальный ансамбль] „Верасы“ из пяти человек. Единственное, барабанщицы мы не нашли, на барабанах играл парень. Мы колесили по гастролям с заслуженным артистом БССР певцом Эдуардом Мицулем».

Немного позже к коллективу присоединились Людмила Исупова (позже она стала единственной женщиной, работавшей в «Песнярах», — те в свою очередь были абсолютно мужским коллективом) и Надежда Микулич.

Участники ВИА «Верасы»: 1-й слева — Александр Тиханович, 3-я слева — Ядвига Поплавская, 2-й справа — художественный руководитель Василий Раинчик. Минск, 1979 год. Фото: Евгений Коктыш, БГАКФФД
Участники ВИА «Верасы»: 1-й слева — Александр Тиханович, 3-я слева — Ядвига Поплавская, 2-й справа — художественный руководитель Василий Раинчик. Минск, 1979 год. Фото: Евгений Коктыш, БГАКФФД

По словам Поплавской, спустя два года, в 1973-м, к Мицулю пришел аккомпанирующий коллектив с руководителем Юрием Рымашевским. Тогда появилась мысль сделать с этими музыкантами смешанный ансамбль. На это решение повлияло еще одно обстоятельство: некоторые из девушек после замужества были вынуждены все свое внимание отдавать не сцене, а семье. После объединения Рымашевский стал музыкальным руководителем «Верасоў».

Это решение радикально изменило жизнь Ядвиги, пусть и не сразу. Среди прочих тогда в ансамбль пришел Александр Тиханович.

«Это была именно любовь с первого взгляда, — рассказывал он. — К тому времени, как мы впервые встретились, я уже был более-менее популярным музыкантом. Когда в 1973 году отслужил в армии, сразу пошел играть в ансамбль „Минск“ <…>. Но, сами понимаете, какой джаз-рок с названием „Минск“ мог быть в Советском Союзе? Как только группа стала набирать серьезные обороты, кто-то написал в Минкульт гневное письмо, мол, эта музыка нам чужда, она не несет ничего хорошего. На обращение отреагировали оперативно, и нас вскоре закрыли. Потому я как раз был в поиске нового коллектива. <…>. Однажды я попал на их репетицию, и мне сразу невероятно понравилась Ядя Поплавская. Очень хрупкая, вся такая сосредоточенная… Я понял, что это она. И все эти годы доказали мне, что я не прогадал: она — мой ангел-хранитель».

К своей будущей жене Александр решил подобраться издалека: «Как она сейчас говорит, сначала я ухлестывал за ее подругой, тоже девочкой из коллектива, а лишь потом за ней. Но на самом деле я просто таким образом пытался к ней пробраться. Она же вся была в музыке, никаких парней! А потом, мало-помалу, после репетиций — то в кино, то в кафе. В ноябре 1976 года мы поженились».

А вот Поплавская сперва была настроена к этим отношениям скептически. «Саша был обаятельным, легким, он произвел хорошее впечатление на моих родителей, которые, в свою очередь, постоянно твердили мне, что работа работой, но пришло время выходить замуж, тем более что встретился такой хороший парень, отличный музыкант», — вспоминала артистка.

«Ухаживал красиво — цветы, конфеты, приглашения в кино, проводы домой. Потом стал звать замуж. Поначалу мне почему-то не хотелось, а потом подумала: ладно, можно же потом развестись, если что», — добавляла она в другом интервью.

Свадьба состоялась в 1976-м. «Самый главный казус случился во время нашего бракосочетания, — вспоминал Тиханович. — Регистратор в ЗАГСе спрашивает Ядю: „Вы согласны?“ А она молчит. Проходит минута, вторая, третья… Я чуть с ума не сошел в этот момент: думал, что же это происходит? Родители уже начали перешептываться. Наконец она говорит: „Да, согласна!“ Я у Яди потом спросил, почему она молчала. „Я долго думала, а потом решила, ай, если что-то не понравится, могу и развестись“».

Свадьба Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской. Фото: семейный архив, naviny.by
Свадьба Александра Тихановича и Ядвиги Поплавской. Фото: семейный архив, naviny.by

Несмотря на все эти обстоятельства, Поплавская и Тиханович превратились в чрезвычайно крепкую пару.

«Они гармонично составляют некий единый союз, хотя, по сути, совершенно разные люди — по характеру, мировосприятию, но при этом в каких-то моментах глобально совпадают, — объясняла в интервью их единственная дочь Анастасия. — Совпадают настолько, что все эти различия уже не имеют никакого значения. Поэтому в их тандеме нет головы, нет шеи, а есть единый организм. И если есть вопрос, на который в данный момент один из них знает ответ и может принять по нему решение, то он это делает».

Расцвет группы и наркотический скандал

Не менее успешно, чем личная жизнь, развивалась и карьера супругов. Еще в 1974 году в «Верасах» сменился руководитель. После московского фестиваля группа попала на концерт, где звукорежиссер подрался с саксофонистом. Рымашевский пошел их разнимать. Но после возвращения в Минск его уволили и выгнали из комсомола, что исключало возвращение. Должность руководителя предложили самой Поплавской, но она вместе с Тихановичем порекомендовала их друга Василия Раинчика, который и стал бессменным руководителем ансамбля.

В «Верасах» периодически менялись солисты, но коллектив выходил на все более высокий уровень. В первой половине 1980-х ансамбль буквально штамповал хиты. Например, на «Песню года» — главный советский ежегодный музыкальный фестиваль — попадали такие песни ВИА, как «Люблю тебя» (1979), «Малиновки заслышав голосок», «Белый парус» (1980), «Я у бабушки живу» (1981), «Завіруха», «Любовь моя» (1982), «Страдания» (1983), «Першае спатканне» (1985).

Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. Фото: семейный архив, naviny.by
Ядвига Поплавская и Александр Тиханович. Фото: семейный архив, naviny.by

«„Верасы“ в 80-е реально были миллионерами — давали по сто концертов в месяц, — рассказывала Ирина Цветкова, жена Василия Раинчика. — В 1983 году в Узбекистане мы дали за месяц 120 концертов, можете себе представить? 20 концертов подряд в одном небольшом городе, например, в Новокузнецке, — это было нормой. Представляете, какие были сборы? Мы приезжали с гастролей и могли купить себе все с одной поездки: машину, мебель, рояль — и оставались деньги еще на одну машину».

Но в 1986-м супруги покинули ансамбль. Причиной стал скандал. В один из дней в кармане концертного костюма, висевшего в гримерке Тихановича, нашли наркотики. На Александра завели уголовное дело.

«Когда мы приехали с Дальнего Востока, у нас были отгулы, Сашу предупреждали: „За тобой следят“. А он не понял: „Чего это за мной следят?“ И где-то через неделю он исчез. Стало понятно, что он в СИЗО или каком-то подобном месте. Ему вменяли, что он из Минска возил „траву“ в Среднюю Азию и там продавал, — вспоминала Ядвига Поплавская. — Идет репетиция, второй день. Все закончилось, я ухожу. И тут Вася (Василий Раинчик. — Прим. ред.) мне в спину говорит: „Запомни, только я могу его или спасти, или уничтожить“. Я набралась сил, повернулась, и сказала: „Вася, спаси его, пожалуйста!“ Около одиннадцати вечера раздается звонок, открываю дверь. Стоит Саша. В ужасе на меня смотрит: „Ядя, я не понимаю, он же мне сам давал 25 или 50 рублей и сказал: иди на рынок, покупай“». «Кто?» — уточнил тогда у Поплавской журналист. «Да Васька!» — ответила певица. В прессе действительно часто звучала версия, что Раинчик якобы опасался, что Тиханович метит на его место, — и так захотел избавиться от конкурента.

Это был тяжелый период в жизни семьи. «В самые сложные моменты меня всегда поддерживала Ядя. Жена вместе с дочерью проявили ангельское терпение, особенно когда я стал злоупотреблять алкоголем и не только… Я был на краю пропасти, едва не умер. Бог спас», — вспоминал Александр.

По воспоминаниям Тихановича, следователи предлагали ему сделку: признать вину и сесть на пару лет. Якобы в противном случае он получил бы в три-четыре раза больше. Александр не согласился, а на суде адвокат доказал, что костюм, где нашли наркотики, не принадлежал артисту, тот даже к нему не притрагивался.

Александра оправдали и вернули на работу в «Верасы», но оставаться в ансамбле пара не могла — и покинула ВИА. Сперва Поплавская и Тиханович попали в только что организованный Государственный концертный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга. После победы на конкурсе «Песня года — 88» с композицией «Счастливый случай» они создали дуэт с одноименным названием, а позднее и группу. В 1988 году Ядвига вместе с мужем организовала Театр песни и творческую студию при коллективе.

Поддержка «Ляписов» и политзаключенного

В девяностые годы супруги оставались на эстраде, но одновременно стали выступать в роли своеобразных музыкальных наставников. Через их театр песни, позже преобразованный в продюсерский центр, прошли Александр Солодуха, Инна Афанасьева, группа «Ляпис Трубецкой».

«„Ляпис“ тогда был очень интересен беларусам — как раз вышла их знаменитая песня „Ты кинула“, — рассказывал Тиханович. — Мне они очень понравились, я предложил их снять, ведь это было оригинально и ново. В итоге мой выбор одобрили, и я их позвал на съемки. Они согласились, правда, опоздали на полтора часа, за что я им навешал, а они мне ответили в том же духе. Короче, мы их сняли, группу показали в этой передаче, и после эфира они стали невероятно популярны и в других странах. Ничего удивительного: они были интересны молодым и благодаря нам о них узнали за пределами Беларуси. Мне приятно, что мы им как-то помогли».

В нулевые годы продюсерский центр становился инициатором музыкальных телепроектов (например, национального конкурса песни «Хит-момент», первой беларусской фабрики звезд «Звездный дилижанс»). Тиханович был ведущим этих программ.

В 2006-м супруги наконец-то получили звание народных артистов Беларуси, хотя давно были народными по факту. Важно, что при этом они никогда не входили в число людей, обслуживавших власть.

Разумеется, без общения с Лукашенко обойтись было невозможно. С этим политиком они познакомились не позднее, чем в 1995-м, когда в Музыкальном театре устраивали благотворительный концерт для детей. Затем — фуршет для артистов, на котором в том числе присутствовал Лукашенко. А для супругов благотворительность была очень важна: они неоднократно выступали на концертах в домах-интернатах для детей-инвалидов и домах-интернатах для престарелых.

«Я бы хотела, чтобы у меня было много денег. [Тогда] я бы смогла помочь большему количеству людей, — говорила Поплавская. — Я не могу, когда люди страдают. Я счастлива, когда дети, которым помогаешь, остаются в живых, и люди, которым помогаешь, через много лет приносят цветочек на концерт. Тем более что сегодня деньги на доброе дело собрать, как правило, очень тяжело».

Александр Тиханович с Ядвигой Поплавской на открытии "Славянского базара-2015". Фото: TUT.BY
Александр Тиханович с Ядвигой Поплавской на открытии «Славянского базара — 2015». Фото: TUT.BY

За долгие годы правления Лукашенко Поплавская и Тиханович не выпадали из обоймы «разрешенной» эстрады (регулярно участвуя в «Славянском базаре» или же в концерте «За сильную и процветающую Беларусь!» в 2006-м), но при этом старались помогать людям и не участвовали в интригах. Возможно, именно поэтому Тиханович лишь недолго возглавлял национальный телевизионный музыкальный проект «ЕвроФест» — отбор на конкурс песни «Евровидение» (2006−2009).

Кроме этого, они поддерживали дружеские отношения и не отрекались от людей, неугодных власти. Еще в 1998-м власти арестовали бизнесмена и оппозиционного политика Андрея Климова. Его обвинили в хищении имущества в особо крупных размерах, а в 2000-м осудили на шесть лет (спустя два года выпустили условно-досрочно). В январе 2001-го супруги пришли к колонии, где он содержался, передали ему продуктовую посылку и слова поддержки.

Жизнь после Тихановича

В середине десятых годов Александр Тиханович стал болеть. Он умер 28 января 2017 года от редкого аутоиммунного заболевания легких. Проститься с ним в здание минской филармонии пришли тысячи людей. Но этом испытания для Ядвиги Поплавской не закончились: год спустя скончалась ее мама.

Продержаться певице помогла работа. «Поддерживала работа на студии, где я проводила каждый день, пока со мной не случилось это ЧП (Поплавская провела десять дней в больнице с переломом ноги: артистку на пешеходном переходе сбил автомобиль). Позавтракаю — и скорее туда. Там я нахожу душевный комфорт, избавляюсь от ощущения, будто от меня отсекли половину. Студия — это моя келья», — рассказывала она в интервью.

Ядвига Поплавская (слева) и ее дочь Анастасия Тиханович на открытии фестиваля "Слпавянский базар". 2019 год. Фото: TUT.BY
Ядвига Поплавская (слева) и ее дочь Анастасия Тиханович на открытии фестиваля «Славянский базар», 2019 год. Фото: TUT.BY

Также ее не оставляли мысли об ушедшем муже: «Я ощущаю его каждый день. Для кого-то его нет, но для меня это присутствие абсолютно реально. Впечатление, будто он просто уехал и скоро вернется».

В последние годы певица редко выходит на сцену. Ее концерты можно пересчитать по пальцам одной руки. Например, благотворительные выступления с участием Поплавской проходили в июне и декабре 2022 года. Но главное, что она не изменила своим принципам, не стала работать на пропаганду (как, например, поступает ее коллега по эстраде Анатолий Ярмоленко) и не светится на провластных мероприятиях. Наверняка в этом заключается одна из причин того, что спустя долгие годы артистка сохраняет любовь своих слушателей.

Спасибо, что дочитали! «Зеркало» публикует истории известных людей, которые стали по-настоящему заметными в Беларуси. Мы хотим честно рассказать об их пути и помочь вам найти вдохновение для собственной жизни.

Поддержите редакцию, чтобы мы продолжали создавать значимые материалы

Станьте патроном «Зеркала» — журналистского проекта, которому вы помогаете оставаться профессиональным и независимым. Пожертвовать любую сумму можно быстро и безопасно через сервис Donorbox.



Всё о безопасности и ответы на другие вопросы вы можете узнать по ссылке.