Поддержать команду Зеркала
Беларусы на войне
  1. Для прекращения огня Путин фактически потребовал капитуляции Украины. Эксперты: Это потому, что он уверен в успехе войны на истощение
  2. Рыженков рассказал, о чем беседовал Гутерриш с Лукашенко (эта версия отличается от озвученной в ООН)
  3. Могут ли сократить пятидневную рабочую неделю в Беларуси? Глава Минтруда ответила
  4. Как ограничение на вывоз товаров в Беларусь отразилось на очередях на беларусско-польской границе
  5. На польско-беларусской границе — переполох: в чатах пишут, что не выпускают всех, кто везет технику и другие товары. Рассказываем
  6. «Чтобы дошло до Лукашенко, что с Польши хватит». Глава польского МВД — о том, какие выводы Беларусь должна сделать из блокады на границе
  7. ЕС ввел новые санкции по Беларуси. Если вы думаете, что они вас не затрагивают, то можете заблуждаться (вот список запрещенных товаров)
  8. Глава МВД Польши не исключает закрытия границы с Беларусью
  9. Дело политическое? Узнали новые подробности о силовике, которого обвинили в краже 270 тысяч долларов из сейфа ГУБОПиК
  10. «Агентство»: За 9 месяцев наступления Россия захватила территорию размером с Москву, потеряв убитыми более 20 тысяч и 4 тысячи единиц техники
  11. Россиян спросили, хотят они мира или продолжения войны с Украиной, — вот какими получились ответы
  12. «Весна»: Правозащитникам известны имена 16 политзаключенных, которые вышли на свободу
  13. «Абсолютное большинство не являются пожилыми людьми с тяжелыми заболеваниями». Сооснователь BYSOL — об освобожденных политзаключенных


В Минске у художницы Нади Буки была своя студия, ее работы выставлялись в разных городах страны. Картины нарисованы не только красками. Большая часть из них — буцінанкі — вырезаны маникюрными ножницами из цветной бумаги. Сходу и не отличишь. Так появились «Сэрца беларуса» и «Невозможно молчать». Сейчас Надя за границей: она преподает рисование для детей и взрослых, иллюстрирует детские книжки и украшает национальной белорусской символикой елочные игрушки. Художница рассказала «Салідарнасці» о правилах выживания в Беларуси и эмиграции.

Фото: "Салідарнасць"
Надя Бука. Фото: «Салідарнасць»

«До последнего ходила в розовых очках и говорила: „Ну вдруг не коснется“»

— Надя, еще в 2021-м вы смело говорили, что не собираетесь уезжать. Несмотря на весь кошмар, который творится в стране. Несмотря на то, что выходили на протесты, прятались от омоновцев. Как получилось, что вы уехали и уже год живете в Варшаве?

— Я сама по себе смелая до безрассудства. До последнего ходила в розовых очках и говорила: «Ну вдруг не коснется». Держалась, не боялась и планировала оставаться в Беларуси.

Уехала 18 ноября 2022-го. Меня вызвали в суд в качестве свидетеля, но я понимала, что, если пойду, то уже не вернусь.

За одну ночь я приняла решение уехать, с одним чемоданом. Хоть до последнего уезжать не хотела.

Я очень люблю Минск, люблю Беларусь. И сейчас продолжаю любить и болеть за свою страну, за людей, которые остались. Прошел год, но тяжело до сих пор, я каждый день продолжаю переживать, и каждый день меня тянет домой.

Фото: "Салідарнасць"
Надя Бука. Фото: «Салідарнасць»

— Как ваша семья отреагировала на решение экстренно уехать из Беларуси?

— Я переезжала одна, на тот момент у мужа и сыновей не было виз. Я махала им из окна автобуса, не зная, когда увижу в следующий раз.

Не описать словами, как я скучала четыре месяца, находясь одна в Варшаве. Младший сын в Минске ходил ко мне на уроки рисования. И я продолжила заниматься с ним онлайн. Через несколько месяцев они переехали ко мне.

Фото: "Салідарнасць"
Работа Нади Буки. Фото: «Салідарнасць»

— Какой момент был самым сложным за год эмиграции?

— Их было так много… Больше сложных, нежели счастливых.

Самые сложные моменты — праздники. И не потому, что некому поздравить, а потому что ты одна, без родных и близких. У всех жизнь продолжается, вокруг покупают елки, нарезают оливье, поздравляют друг друга. А ты полноценно не можешь этому радоваться.

Рождество, Новый год — ты привык их праздновать по семейным традициям, с родными и близкими. Но ты один, в чужой стране, не видишь детей, не даришь им подарки.

Не поздравляешь старшего сына с 16-летием. В свой день рождения плачешь одна в закрытой комнате… Пережить это оказалось дико сложно.

Фото: "Салідарнасць"
Работа Нади Буки. Фото: «Салідарнасць»

— Были ли моменты, когда жалели, что уехали из Беларуси?

— Были разные мысли. Но я взрослый человек и понимаю, что уровень жизни в Польше гораздо выше, чем в Беларуси. Качество образования для детей, та же эстетика — как одеваются люди, как улыбаются, ведут себя — здесь сама атмосфера доброжелательнее.

Мне, как художнику, важно видеть вокруг красоту, в Европе ее несравнимо больше.

В последние годы в Беларуси у меня не было возможности выставляться, я же запрещенный художник. За год после переезда у меня состоялись две выставки в Италии, там уровень искусства и красоты вокруг еще выше.

Фото: "Салідарнасць"
Работа Нади Буки. Фото: «Салідарнасць»

— Это голос разума, а как справлялись с эмоциями, когда непонятно, что завтра, «где и как я буду»?

— Мне повезло. Еще в Минске ко мне пришел большой заказ на иллюстрации к детской книге. Сам заказчик жил в Варшаве.

Когда я соглашалась, и подумать не могла, что мне не нужно будет пересылать иллюстрации по почте. Еще не знала, как буду получать деньги, тогда у меня не было иностранной карты.

А уже через неделю покинула Беларусь и лично встретилась с заказчиком в Варшаве. Ее зовут Ольга, замечательный человек, в ее школе я сейчас работаю преподавателем рисования.

Этот заказ стал хорошей подушкой безопасности. Практически ни копейки не брала у семьи, четыре месяца жила на свои средства, рисуя иллюстрации к детской книге «Каток-пестунок». Она стала моим спасательным кругом.

Фото: "Салідарнасць"
Работа Нади Буки. Фото: «Салідарнасць»

Когда ты рисуешь — ты о многом забываешь, не зря существует арт-терапия.

Но были моменты, когда ничего не хотелось, даже рисовать, я плакала. Тогда заходила в кафе, заказывала бокал просекко, вкусную пиццу, рассматривала картины в галереях.

Изначально в Варшаве меня приютила подруга, во многом она спасала меня психологически. Психолога у меня не было до сей поры, я как-то справлялась и выплывала сама. И только сейчас решила обратиться за профессиональной поддержкой.

«У славян существует стереотип: „Не иди в художники — не сможешь себя прокормить“»

— Неужели рисование, даже крутой заказ, может покрыть аренду на варшавскую квартиру?

— Сейчас я живу не одна, муж тоже работает. Еще веду уроки рисования, очно и онлайн.

Почему-то у славян существует стереотип: «Не иди в художники — не прокормишь себя». Этот миф я развенчала своим же примером. Занимаясь любимым делом, я могу прокормить не только себя, но и свою семью. Быть художником — это тоже профессия.

— Но в Минске у вас была своя студия, ваши картины выставлялись во многих белорусских городах. В Варшаве все пришлось начинать с нуля.

— Да, был страх, что я не найду здесь себя, в том числе из-за языкового барьера. Пока все мои ученики — белорусы или украинцы. Но я учу и польский.

Мне повезло, за год у меня состоялись три выставки: в Варшаве и две — в Италии.

Безусловно, были моменты, когда я чувствовала себя без крыльев. Но больше это отражалось на творчестве. Как ни крути, своя земля вдохновляет сильнее. Если бы не крупный заказ с детской книжкой — у меня, скорее всего, случился бы творческий кризис.

Девушку с заклеенным ртом «Невозможно молчать», она отображала мое состояние — я нарисовала уже в Варшаве. Но в Польше рисовать сложнее.

— Почему? Здесь же развязаны руки, нет страха.

— Морально сложнее, это даже не про вдохновение, в которое я не верю. Главное захотеть и найти мотивацию — вот и все вдохновение. Может быть, здесь нет такой мотивации, как в Беларуси?.. В любом случае хотелось бы творить больше.

В Польше многое по-другому, другой взгляд на искусство. Своя страна диктует свои правила даже в изобразительном искусстве. Они привыкли к более жестким, гротескным картинам. Мое же творчество философское и более красивое, что ли.

Фото: "Салідарнасць"
Работа Нади Буки. Фото: «Салідарнасць»

— Когда случились выставки во Флоренции и Пизе, у вас как будто выросли крылья — во всяком случае, так казалось по вашим постам в фейсбуке.

— Итальянцы очень искренние, эмоции на поверхности, это умиляет. Я, наверное, сама немного итальянка (улыбается). Если мне грустно — это заметят все. Если весело — тоже. У итальянцев такое в крови. Было приятно, что им понравилось мое творчество, мои картины, искренность и стиль.

«Важно не терять традиции-привычки, которые были дома»

— Сложно было наладить быт в Варшаве, в совершенно чужом городе?

— Я сама по себе человек зачастую потерянный. «Заблудиться в трех соснах» — это про меня. Много раз не туда заезжала, не там выходила, опаздывала.

Фото: "Салідарнасць"
Надя Бука. Фото: «Салідарнасць»

Постоянно терялась и в Беларуси, что уж говорить про Варшаву. Как купить билет, записаться к врачу? Сейчас уже есть натоптанные тропы, когда знаешь, что можно выйти из дома, сесть на 15-й трамвай, доехать до центра и прийти на работу. Спасибо гугл мэпс, хотя и по его картам я часто блуждаю.

Близкие знают, что меня лучше лишний раз провести или встретить. Я в этом плане человек-катастрофа.

— Что, на ваш взгляд, главное для девочки в вынужденной эмиграции?

— Очень важно, когда ты только переехал, не терять привычки, которые были в Минске. Тот же маникюр. Я привыкла, что делаю его в Минске раз в месяц, и здесь уже записалась к белоруске Саше, которая меня радушно приняла. Это нужно даже больше для общения. Кто-то любит бассейн или спортзал.

Важно не терять традиции-привычки, которые были дома и прививать их себе уже в новой стране. Тогда адаптация девочек проходит проще. Не забываем, что мы красивые и продолжаем вкладывать средства в свою красоту.

Чего уж — мы любим купить новые сережки, я уж и не помню, сколько купила их в Варшаве. Или нового плюшевого гуся-обнимашку. Важно радовать себя по мелочам.

У моей мамы есть классная фраза: «Я могу себе многое не позволить, но всегда разрешаю себе невозможное». Позволяйте себе то, что дома не решались. И тогда почувствуете себя более свободными.

— Именно это многих и тяготит. Интуитивно хочется, а разум пререкается: «Какого лешего? Тебе тут жить! Непонятно, что завтра — может, зубы нужно будет вставлять».

— Да, на зубы детям я уже отдала энную сумму денег, лучше без этого (улыбается). Но я как Скарлетт О’Хара — живу сегодняшним днем.

Жизнь заставила полностью переиначить мышление. Поэтому не жалею денег на лишние сережки. Это та привычка, которую я перевезла с собой (улыбается).

Мне кажется, если бы я оказалась на необитаемом острове — и там бы нашла себе новые сережки. Да сама бы их смастерила из ракушек!

— Многие вынужденно переехавшие белорусы хотят домой. Кто-то дает срок — два-три года, одна известная спортсменка сказала мне — «не в ближайшие 10 лет». Какие планы у вас?

— У меня планы на ближайшие два-три месяца. Готовлюсь к выставкам, надеюсь, в будущем году состоится еще одна моя выставка во Флоренции, а еще в Риме. Но говорю об этом осторожно.

А вот что я планирую однозначно — быть счастливой.

Фото: "Салідарнасць"
Надя Бука. Фото: «Салідарнасць»

— Как достичь этого в нынешних обстоятельствах за пределами родины?

— Согласна, нет почвы под ногами. Родной. Но мне помогают люди, которые меня поддерживают. И стержень внутри. И моя вера в Бога, я хожу в костел.

И я тоже иногда задумываюсь: где же этот просвет? Для нашей страны, людей, которые остались в Беларуси и тоже пытаются жить счастливо.

Но в первую очередь, если вы не будете, как барон Мюнхгаузен, вытягивать себя за косичку вверх — никто за вас это не сделает. Нужно находить свои точки опоры. Для меня это вера, мое творчество, в последние месяцы — Италия. И надежда, как бы странно это ни звучало.

Надежда должна жить в каждом белорусе, потому что без нее никуда и никак. Даже моя выставка в Италии называлась «Надежда без страха». Поэтому с надеждой и без страха — и тогда у нас все получится.